ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
В ДЕТСКОМ САДУ, РЕАЛИЗУЮЩЕМ ИНКЛЮЗИВНУЮ ПРАКТИКУ
Азизова Д. Б.
Найяр О. Г.
Россия, г. Москва, ГБОУ ЦРР ‒ детский сад № 272
Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013
ГБОУ ЦРР – детский сад №272 уже 4 года успешно реализует инклюзивную практику. В каждой группе детского сада обучаются дети с особыми образовательными потребностями (в дальнейшем ОВЗ). Включение детей в группу происходит с минимальными переживаниями для участников процесса, особенно для ребенка, благодаря четко простроенной преемственности со структурным подразделением «Лекотека». Данное подразделение рассматривается как первоначальная ступень к включению ребенка с ОВЗ в дошкольное учреждение. Специалисты лекотеки проводят диагностическую, консультативную и коррекционную поддержку и сопровождение семьи и ребенка с ОВЗ. Начиная с индивидуальных игровых сеансов, ребенка постепенно включают в парную, подгрупповую и групповую работу в лекотеке. Затем происходит частичное включение в среду типично развивающихся сверстников, для этого специалисты используют гостевые визиты в группы детского сада, здесь ведется работа по подготовке к включению не только с ребенком, но и со взрослыми (родители, педагоги).
Несмотря на успешный опыт в области инклюзивного образования, нас не перестает волновать вопрос о том, как грамотно организовать образовательный процесс с детьми с ОВЗ в условиях, когда в массовой группе более 25 детей. Как воспитателю инклюзивной группы организовать свою работу так, чтобы типично развивающиеся дети и дети с проблемами в развитии смогли освоить материал данной возрастной группы. Надо отметить, что в нашем учреждении группы, в которых реализуется инклюзивная практика, посещают дети с синдромом Дауна, а также дети с проблемами в здоровье. На каждого ребенка составляется индивидуальный образовательный маршрут, где указываем все необходимые для конкретного ребенка образовательные области развития. Основная проблема в реализации индивидуально-образовательной программы ребенка с ОВЗ, посещающего группу, в которой реализуется инклюзивная практика, возникает у воспитателя.
Педагогам, работающим в группах, реализующим инклюзивную практику, не только необходимо знать общеобразовательную программу, по которой работает дошкольное учреждение, владеть знаниями коррекционной педагогики, но еще и ориентироваться в особенностях психофизического развития детей с различными видами нарушений. К сожалению, далеко не все воспитатели дошкольных учреждений имеют дефектологическое образование, не говоря уже о психологической готовности принять в своей группе ребенка с проблемами в развитии. Здесь особо значимая роль отводится поддерживанию положительного эмоционального климата в педагогическом коллективе и созданию междисциплинарной команды единомышленников, состоящей из увлеченных своим делом специалистов, педагогов и воспитателей. Это очень важно для создания максимально комфортных условий для детей с особыми образовательными потребностями. В рамках осуществления данной задачи мы стараемся создавать необходимые условия для развития и повышения педагогического мастерства сотрудников. Воспитатели, педагоги и специалисты проходят курсы повышения квалификации по организации образовательного процесса в инклюзивных группах. Специалисты делятся своими знаниями и практическими умениями с воспитателями, помогают в организации детских утренников, спортивных мероприятий, родительских собраний, а также проводят для воспитателей мастер-классы, круглые столы, консультации.
Здесь очень важны осуществление полноценного взаимодействия всех участников педагогического процесса и, конечно же, очень серьезный подход к выбору включаемых детей. Необходимо учитывать, что есть категория детей и она значительная, им нужен не столько индивидуальный подход, сколько индивидуальное сопровождение со стороны специалистов.
Очень важную роль в организации работы группы, в которой реализуется инклюзивная практика, отводится педагогу-психологу. Ведь педагог-психолог вместе с воспитателем помогает ребенку с ОВЗ социализироваться и адаптироваться к режимным моментам в группе, способствует формированию у ребенка с ограниченными возможностями здоровья навыков общения, налаживанию адекватного взаимодействия ребенка как со сверстниками, так и со взрослыми.
Осуществляется эта работа через разные формы игровой деятельности с учетом специфики нарушения развития конкретного ребенка в условиях индивидуальных и подгрупповых и групповых игровых сеансов, в режимных моментах и в процессе консультирования педагогов и родителей.
Взаимодействие педагогических работников в процессе реализации индивидуальной образовательной программы происходит в разных образовательных областях ‒ коммуникации, познание, социализация, игра, художественное творчество, музыка, физическая культура и здоровье, труд. Совместная деятельность воспитателя, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога психолога осуществляется в разных видах деятельности: повседневном общении, специально организованных психолого-коррекционных занятиях, в различной игровой деятельности, в обучении родителей способам общения с ребенком и т. д.
Цель образовательного процесса работы с детьми с проблемами в развитии является не только социализация и адаптация детей в обществе, но и развитие познавательных и речевых способностей детей. Ведь развитие таких психических процессов, как восприятие, внимание, речь, память, мышление, позволяет ребенку познавать самого себя и окружающий мир, чувствовать себя уверенным среди других людей и уметь ориентироваться в той или иной ситуации.
Образовательный процесс в группах, реализующих инклюзивную практику, на данном этапе мы выстроили следующим образом:
1. Диагностика индивидуальных особенностей развития ребенка с ОВЗ.
Диагностика проводится воспитателями группы, в которой реализуется инклюзивная практика, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом психологом, социальным педагогом. Результаты диагностики обсуждаются специалистами и воспитателями на психолого-медико-педагогическом консилиуме и являются основой для составления индивидуальной образовательной программы ребенка.
Зная ребенка, его физические и психофизические возможности, мы стараемся строить образовательный процесс таким образом, чтобы индивидуальные коррекционно-развивающие занятия включали в себя развитие и коррекцию всех нарушенных функций, через сохранные анализаторы и физические возможности ребенка.
2. Организация совместной жизнедеятельности детей в группе инклюзивного образования.
Все режимные моменты в группе инклюзивного образования имеют коррекционную направленность и осуществляются при участии воспитателя, педагога-психолога и социального педагога, а также на момент адаптации ребенка в группе активное участие в режимных моментах принимают и родители ребенка с ОВЗ.
3. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия специалистов.
В практической деятельности учителя-логопеда, учителя-дефектолога преобладают индивидуальные занятия, так как они позволяют максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка с ОВЗ.
Цель работы учителя-дефектолога – компенсация дефекта и адаптация детей с ОВЗ в социальной, развивающей и бытовой сферах жизни.
Главная задача учителя-дефектолога ‒ определить индивидуальный маршрут развития и воспитания ребенка, оказать педагогическую, коррекционную и консультативную поддержку педагогам и родителям, воспитывающим детей с ОВЗ. А в дальнейшем подготовить ребенка к обучению в школе.
Дефектологическое сопровождение обеспечивается включением специалиста во все сферы воспитательно-образовательного процесса. Содержание работы дефектолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, так и родителям, воспитателям в форме консультаций и совместных мероприятий.
Основные формы работы учителя-дефектолога:
‒ проведение коррекционно-развивающих занятий (индивидуальных, подгрупповых, групповых);
-изучение деятельности детей в процессе их взаимодействия со сверстниками, в ходе проведения занятий;
-консультативная работа с педагогами и родителями;
-участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме, методических объединениях, педсовете.
Исходя из особенностей ребенка учитель-дефектолог выделяет приоритетное направление работы с ним (одно или несколько), которое служит основой для построения коррекционной программы.
Учитель-логопед. Нередко к нам приходят неговорящие дети с синдромом Дауна в возрасте 3 лет. И тогда основными задачами учителя-логопеда являются следующие: стимулировать речевую активность ребенка; вызвать желание к невербальному и вербальному общению; научить понимать обращенную речь. Важнейшее условие для развития всех компонентов речи ‒ научить ребенка концентрировать свое внимание на речи. На первом этапе работы по развитию речи с неговорящим ребенком с синдромом Дауна мы развиваем понимание обращенной речи.
Надо учитывать, что понимание речи у детей с синдромом Дауна чаще всего опережает появление экспрессивной речи. Дети с синдромом Дауна успешно начинают пользоваться жестами гораздо раньше, чем говорить. Именно поэтому использование жестов в логопедической работе с ребенком с синдромом Дауна позволяет быстрее перейти от невербального общения к вербальному. Важно, чтобы жестовое общение использовал не только учитель-логопед, но и учитель-дефектолог, воспитатель, родители, чтобы ребенок мог присвоить этот жест и понимал слово, которое он обозначает.
Учитель-логопед должен донести до воспитателей и педагогов очень важную мысль, что при общении с неговорящим ребенком с синдромом Дауна нужно выражаться максимально просто и ясно, сопровождая свою речь простыми жестами, и стараться, чтобы ребенок смотрел на лицо говорящего.
Основными видами направления работы учителя-логопеда с детьми с синдромом Дауна являются:
‒развитие социальной направленности детей и взаимодействие детей с синдромом Дауна со сверстниками с помощью вербальной и невербальной формы общения;
‒выработка стремления ребенка с синдромом Дауна к коммуникативной деятельности;
‒воспитание слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти;
‒обучение детей умению соотносить (в пассиве) предметы и действия с их словесным обозначением;
‒ воспитание общих речевых навыков (развитие подражательности);
‒ развитие у детей подражательности, вызывание речевого подражания (речь с движением);
‒ выработка правильного речевого дыхания (диафрагмального) и правильной артикуляции звуков;
‒ развитие выразительности речи (модуляции голоса);
‒ формирование активного словаря;
‒ формирование звукослоговой структуры слова с правильным воспроизведением ударного слога;
‒ формирование глагольного словаря;
‒ пополнение активного словаря детей за счет прилагательных, обозначающих признаки, которые дети могут ощутить ‒ потрогать, увидеть, услышать;
‒ формирование грамматического строя речи;
‒ развитие умения правильно отвечать на вопросы;
‒ развитие умения согласовывать слова в словосочетаниях;
‒ обучение диалогу;
‒ восприятие содержания маленьких рассказов, сказок, стихотворений (с опорой на картинки) и ответы на простейшие вопросы по сюжету.
Работа педагога-психолога в группах, в которых реализуется инклюзивная практика, ведется по четырем направлениям:
1. Коррекционно-развивающие занятия с детьми с ОВЗ (индивидуальные, подгрупповые и групповые).
2. Консультативная работа с родителями (по плану и по запросу).
3. Работа с педагогическим коллективом (по плану и по запросу).
4. Взаимодействие с учреждениями и организациями, реализующими в своей практике работу с детьми с проблемами в развитии.
Педагог-психолог вместе с остальными специалистами принимает активное участие в составлении и разработке на каждого ребенка с ОВЗ индивидуальной образовательной программы и индивидуального образовательного маршрута.
4. Совместная деятельность воспитателя и специалистов в организации образовательного процесса в группах, реализующих инклюзивную практику.
В рамках реализации индивидуальной образовательной программы ребенка коррекционно-развивающие занятия проводят педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог. Необходимо отметить, что при планировании коррекционных занятий специалисты должны учитывать содержание общеобразовательной программы данной возрастной группы и строить коррекционные развивающие занятия так, чтобы темы занятий перекликались и дополняли друг друга. Для детей с синдромом Дауна очень важно многократное повторение и закрепление одного и того же материала на разных видов занятиях. Такая структура образовательного процесса обусловлена тем, что у детей с синдромом Дауна решение мыслительных задач вызывает значительные затруднения. У таких детей наглядно-действенное мышление характеризуется отставанием в темпе развития. У детей с синдромом Дауна без дополнительной помощи со стороны специалистов развитие в дошкольном возрасте наглядно-действенного мышления значительно отстает в отличие от типично развивающихся детей. Также у детей с синдромом Дауна по-иному, чем в норме, складывается соотношение наглядного и словесно-логического мышления.
Формы работы воспитателя, специалистов и педагогов в группе, реализующей инклюзивную практику:
-Групповая. Групповая работа строится с учетом плана воспитателя и специалистов группы. Например, для освоения детьми образовательной области «Познание» и «Коммуникация» воспитатель и учитель-дефектолог проводят комбинированное занятие со всей группой или учитель-дефектолог проводит свое запланированное занятие согласно тематическому плану. Таким же образом учитель-логопед и воспитатель организовывают образовательный процесс в группе по освоению образовательных областей «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество». Педагог-психолог, социальный педагог и воспитатель группы организовывают совместную работу по освоению детьми образовательных областей «Социализация» и «Безопасность». Также в рамках реализации образовательного процесса совместные психолого-педагогические и коррекционные мероприятия проводят учитель-дефектолог и педагог-психолог; учитель-логопед и педагог-психолог; социальный педагог и педагог-психолог.
- Подгрупповая (малые подгруппы). На наш взгляд, подгрупповая работа наиболее полезна и конструктивна при обучении ребенка с ОВЗ взаимодействию со сверстниками и взрослыми. А также она формирует у ребенка с синдромом Дауна навыки поведения в коллективе, умение действовать последовательно, ждать своей очереди для выполнения того или иного действия, действовать совместно с другими детьми. Организовывая образовательный процесс в малой подгруппе, воспитатель и специалисты группы объединяют в работу не только типично развивающихся детей, но и имеющих особенности в образовательном развитии, ребенка с синдромом Дауна. Таким образом, мы оказываем психолого-педагогическую и коррекционную поддержку не только ребенку с синдромом Дауна, но и другим детям. Взаимодействие специалистов в организации подгрупповой работы происходит следующим образом, например: лексическая тема: «Овощи». Эту тему с учетом своих методов и приемов начинает прорабатывать учитель-дефектолог на индивидуальном занятии, затем на индивидуальном занятии учитель-логопед; воспитатель совместно с учителем-дефектологом или учителем-логопедом прорабатывают эту тему на подгрупповом занятии. Также подгрупповые занятия проводят: музыкальный руководитель, воспитатель по физкультуре, инструктор по плаванию, педагоги дополнительного образования совместно со специалистами.
‒ Индивидуальная. Индивидуальная работа воспитателя в группах, в которых реализуется инклюзивная практика, строится с учетом рекомендаций специалистов. Для этого в каждой группе, в которых реализуется инклюзивная практика, оформлены коррекционные уголки для индивидуальной работы воспитателя с детьми с ОВЗ по заданию специалистов.
3. Детские утренники, досуги и др.
В подготовке к проведению разных мероприятий с участием детей с ОВЗ заняты все педагоги, работающие в группе инклюзивного образования. Ведь наша задача, чтобы на утреннике или спортивном мероприятии ребенок с особенностями в развитии не только пассивно высиживал время, но и активно принимал участие. Ведь это хорошая возможность показать положительные результаты и личные достижения ребенка с ОВЗ, ведь участие ребенка в мероприятии своего рода отчет педагогов о проделанной работе. В свою очередь родители, воспитывающие детей с особенностями в развитии, могут наглядно увидеть, чему научился их малыш, и гордиться его достижениями.
Накопленный опыт позволяет сделать вывод о том, что слаженная, дисциплинарная работа специалистов, воспитателей и педагогов, основанная на понимании, тесном сотрудничестве и взаимодействии, способная работать в команде, способствует повышению качества образовательного процесса и созданию благоприятного эмоционального климата, в основе которого уважение к личности ребенка, высокий уровень профессиональной компетентности каждого педагога.
ЛИТЕРАТУРА
1. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой М.: Мозаика-Синтез, 2011. 144с.
2. Инклюзивное образование: нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования: что важно знать родителям, воспитателям и учителям при обучении и воспитании детей с нарушением слуха: Методическое пособие / Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Е. А. Иванова. Москва: Московский городской психолого-педагогический университет, 2011. 278 с.
3. Истоки: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Л. Г. Парамонова. М.: Сфера, 2013. 320с.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ3 «Об образовании в Российской Федерации».