26 июня - 3-й день Конференции

 


Третий день конференции проходил в виде мастер-классов и практико-ориентированных семинаров в образовательных организациях г. Москвы

2. ГБОУ Гимназия №1540

Отчет о проведении практико-ориентированного семинара
«Опыт инклюзивного обучения детей с РАС в гимназической среде»
ГБОУ «Гимназия № 1540

На семинаре присутствовало  27 человек из числа участников конференции, включая иностранных гостей (Германия).

Директор (М.В. Моисеева) гимназии, которая в рамках образовательного комплекса включает в себя две школы и три детских сада, один из которых более 10 лет реализует инклюзивную практику, рассказала об истории развития инклюзивного образования в своей гимназии и о двух основных составляющих, без которых, с ее точки зрения, не может развиваться инклюзивное образование: школа должна быть истинно демократичной, когда дети уважают взрослых, а взрослые детей и мнение каждого цениться. Вторая обязательная составляющая заключается в том, что педагоги должны владеть широким спектром самых различных педагогических технологий: от работы с одаренными детьми – до работы с детьми с выраженной неравномерностью развития (что специфично для детей с РАС).

Координатор по инклюзивному образованию С.А.Розенблюм и учитель-дефектолог В.Н.Рослякова рассказали о необычайно интересном опыте организации так называемого «ресурсного класса» в рамках начальной ступени образования для детей с выраженными особенностями поведения. Это модель была интересна тем, что ребенок может приходить в этот класс тогда, когда он истощен и начинает проявлять поведенческие нарушения непосредственно на уроке. При этом некоторые дети посещают ресурсный класс большую часть учебного времени, другие только несколько уроков в неделю. В этом классе могут одновременно находиться дети из разных параллелей начальной школы, то есть те, кто не в конкретный момент не может находиться в общем  классе.

Все уроки в таком классе ведет учитель-дефектолог, владеющий программным материалом всей начальной школы и различными технологиями и приемами обучения различных категорий детей. Именно это сообщение вызвало максимально активное обсуждение. Поскольку необычной оказалась именно форма организации в рамках общего инклюзивного образования преимущественно детей с РАС.

Педагог-психолог О.А.Шишова рассказала о развитии социальной адаптации и коммуникации детей с РАС в рамках психологической работы с использованием материала ЛЕГО различного уровня сложности. При этом основной задачей работы с ЛЕГО-материалами является не столько, сколько взаимодействие детей в процессе этой увлекательной деятельности.

Участники семинара познакомились с опытом психологической и педагогической поддержки детей с РАС в среднем и старшем звене гимназии. 

Завершил семинар круглый стол «Опыт междисциплинарного взаимодействия в процессе организации инклюзивного пространства началной школы», на котором присутствовали педагоги и начальной, и средней школы. При этом обсуждались не только подходы к помощи детям с аутистическими расстройствами на всех уровнях образования в гимназии, но и общие вопросы формирования инклюзивной культуры и демократического духа в школе в целом. Много говорилось о роли междисциплинарного консилиума, в состав которого входят самые различные специалисты сопровождения и учителя.

3. ГБОУ СОШ №1206

Материал в процессе подготовки

4. ГБОУ Колледж малого бизнеса №4

ОТЧЕТ
о событиях на площадке ГБОУ Колледж малого бизнеса №4

26 июня 2015 г.

26 июня в ГБПОУ г. Москвы «Колледж малого бизнеса № 4» прошел практико-ориентированный семинар на тему «Модель непрерывного образования (от дошкольного до профессионального) для эффективной социализации ребенка с особыми образовательными потребностями». Семинар начал свою работу в 10 часов. В работе семинара принимали участие 31 человек. Он был открыт С.Н. Кремневой, руководителем структурного подразделения «Школа» в составе ГБПОУ г. Москвы «Колледж малого бизнеса № 4», которая рассказала об истории и структуре образовательной организации, преимуществах, которые принесло объединение двух специальных коррекционных школ (VIII и I-II видов) и двух детских садов (один из них – компенсирующий, для незрячих и слабовидящих) с Колледжем малого бизнеса № 4. Объединение позволило укрепить материально-техническую базу образовательной  организации, сохранить кадровый состав педагогов, дефектологов, логопедов, психологов и облегчило выстраивание индивидуальных образовательных рабочих планов, в том числе для детей со сложным дефектом, которым ранее было трудно или невозможно подобрать адекватную образовательную траекторию. Кроме того, удалось организовать начальную профессиональную подготовку для детей и молодежи с интеллектуальными нарушениями, что открыло им больше возможностей для дальнейшего трудоустройства.

Семинар продолжило выступление И.В. Царевой, которая рассказала об опыте работы консультативного пункта «Инициатива» по организации психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ и их родителям, а также педагогам и специалистам, работающим с детьми с ОВЗ.

И.И. Поташева (к.псх.н) выступила с сообщением о профессиональной подготовке и трудоустройстве детей и молодежи с особыми образовательными потребностями в Колледже по специальностям – озеленитель, сборщик обуви, швейное дело, оператор ЭВМ.

М.А. Игнатов, педагог-психолог детского сада № 288 в составе объединения, рассказал об особенностях работы с дошкольниками в инклюзивных группах, включающих как детей с ОВЗ (РАС, синдром Дауна, ДЦП, сложный дефект), так и нормативно развивающихся детей.

Т.В. Шалыпина, учитель-дефектолог детского сада № 288, в своем выступлении коснулась форм работы с детьми с РАС в инклюзивной группе.

Все выступления вызвали значительный интерес слушателей, которые активно задавали вопросы и комментировали услышанные доклады.

В заключение была проведена обзорная экскурсия по помещениям структурного подразделения Школа в составе ГБПОУ г. Москвы «Колледж малого бизнеса № 4».

5. ГБОУ СОШ № 830

Материал в процессе подготовки

6. Центр лечебной педагогики

Региональная общественная организация
«Центр лечебной педагогики»

В рамках проведения III-ей Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы» 26 июня 2015 года на базе Региональной благотворительной общественной организации «Центр лечебной педагогики» состоялся практико-ориентированный семинар «Инновационные подходы технологии в работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития».

В работе семинара приняли участие 19 человек из разных регионов: Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего-Новгорода, Екатеринбурга и Московской, Ивановской, Новгородской, Самарской областей.

Участники семинара познакомились с деятельностью РБОО «Центр лечебной педагогики», современными подходами и новыми технологиями в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, и обсудили междисциплинарный подход в системе помощи детям с нарушениями развития. Кроме того, участники семинара приняли участие в практическом занятии «Музыка и танец в коррекционно-терапевтической работе с детьми, имеющими проблемы развития».

7. ГБОУ СОШ №1321 «Ковчег»

Материал в процессе подготовки

8. ЦПМССДиП МГППУ «Кашенкин луг»

Отчет о научно-практическом семинаре в ЦПМССДиП
«Разработка и реализация адаптированных образовательных программ
для детей с РАС» (26 июня 2015 г.)

 В ходе проведения семинара специалисты Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков МГППУ (далее – Центр) представили собственный успешный опыт в разработке и реализации адаптированных образовательных программ для детей с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС), основанный на современных нормативных документах, в т.ч.: Федеральном законе «Об образовании в РФ», ФГОС для обучающихся с ОВЗ, ФГОС дошкольного образования.

В семинаре участвовали педагогические работники общеобразовательных организаций, специалисты психолого-педагогического сопровождения, осуществляющие образовательную деятельность с детьми, имеющими РАС, в различных регионах РФ.

В процессе проведения семинара приглашенные участники познакомились с организацией оказания комплексной помощи детям с РАС в условиях Центра, вариативными образовательными маршрутами для детей с РАС в Центре, образовательными и коррекционными программами Центра, формами обучения и коррекционной работы в Центре.

Участникам семинара был представлен опыт организации:
- дошкольных групп кратковременного пребывания для детей с РАС;
- начального общего образования детей с РАС;
- психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям с РАС.

На семинаре был сделан ряд докладов и проработаныследующие вопросы:

1. Технология разработки индивидуальных программ коррекционной работы для детей с РАС (Хаустов А.В., к.п.н., методист Центра, старший научный сотрудник ИПИО МГППУ).

2. Структура адаптированной образовательной программы для детей с РАС (Стальмахович О.В., методист Центра).

3. Особенности организации процесса обучения детей с РАС в начальной школе (Мамонтова Н.А., учитель начальных классов Центра).

4. Адаптация учебного материала с учетом индивидуальных возможностей и потребностей учащихся с РАС (Загуменная О.В., учитель начальных классов Центра, заместитель руководителя Центра).

5. Технология развития коммуникации у детей с РАС дошкольного возраста (Солдатенкова Е.Н., педагог-психолог Центра).

В программу семинара было дополнительно внесено выступление приглашенного участника конференции Адама Дрейфуса (США). Его доклад был посвящен вопросам организации помощи детям с РАС в США и эффективным технологиям обучения этих детей.

Итогом семинара стало обсуждение трудностей, связанных с разработкой и реализацией адаптированных образовательных программ для детей с РАС, и путей их решения, а также, обсуждение возможностей использования опыта Центра и опыта специалистов из США в работе с детьми с РАС в условиях инклюзивного образования.

9. ЦППМСС «Взаимодействие»

Отчет о проведении семинара
«Экологический подход в реализации инклюзивной практики»
ГБОУ ЦПМСС «Взаимодействие»
(представитель ИПИО МГППУ М.М. Семаго)

На семинаре присутствовало 21 человек из числа участников конференции, в том числе, из Новосибирской области, г. Санкт-Петербурга.

Знакомство с центром и его филиалами проходило в виде видеофильма. Участники конференции познакомились с моделями Центра и образовательных организациях округа (директор Центра Е.В.Ковалев), Структуре и особенностях деятельности психолого-педагогического консилиума центра (зам. Директора Е.С. Чабановская).

Особый интерес вызвало сообщение методиста Центра И.А.Савченко о кейс-менеджменте в сопровождении детей с ОВЗ. Была представлена оригинальная структура кейс-менеджмента, планируемых в нем материалах, оценке результативности. По этим опросам была проведена содержательная дискуссия. Особенности проекта «Территория взаимодействия» были представлены А.А.Блудовой. Его основная направленность – введение детей инклюзивных классов в проблемы их возможных одноклассников с нарушениями зрения, слуха, двигательными ограничениями. Реализация проекта на базе образовательных организаций округа позволила повысить инклюзивную культуру детей, оказалась очень востребованной в образовательных организациях. В заключение семинара методистом Центра А.В.Захаровой была представлена батарея диагностических инструментов для оценки эффективности инклюзивной практики в младшей школе. В настоящее время проходит обработка и анализ полученных результатов.

Все представленные материалы вызвали большой интерес у участников семинара, по каждому из них была проведена краткая дискуссия с представлением аналогичного опыта участников семинара.