Семинар «Психическое развитие ребенка в условиях инклюзии: отслеживание индивидуального прогресса. Часть 1» организован Городским ресурсным центром по развитию инклюзивного образования Института проблем инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического университета и Государственным бюджетным образовательным учреждением города Москвы Детский сад комбинированного вида № 385. Данное мероприятие является продолжением цикла ежемесячных обучающих семинаров «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного процесса на дошкольной ступени образования».
Детский сад комбинированного вида № 385 реализует практику инклюзивного образования с 2004г. В структуре учреждения: группы комбинированной направленности, группа кратковременного пребывания «Особый ребенок», «Лекотека», что позволяет специалистам гибко выстраивать индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Участниками семинара стали более сорока специалистов детских садов разных округов г.Москвы и Московской области: воспитатели, старшие воспитатели, специалисты, обеспечивающие психолого-педагогическое сопровождение ребенка с особыми образовательными потребностями, координаторы по инклюзии.
Открывая семинар, Е. Ю. Козубанова, заведующий ГБОУ Детский сад № 385. подчеркнула важность отслеживания индивидуального прогресса не только детей с особенностями в развитии, но и их нормативно-развивающихся сверстников.
Особенности взаимодействия тьютора с ребенком с нарушениями опорно-двигательного аппарата на разных этапах формирования навыков коммуникации с нормативно-развивающимися сверстниками, представили В. О. Совина (музыкальный руководитель) и Н. А. Архипова (тьютор). Анализируя представленный видеофрагмент музыкального занятия в инклюзивной ясельной группе детского сада, участники семинара смогли выделить различные приемы включения ребенка с особенностями развития во взаимодействие с другими детьми. Данная тема была продолжена при анализе занятия по физической культуре (воспитатель по физкультуре - С. К. Асрян) и фрагмента организованной образовательной деятельности, направленной на познавательное развитие детей (воспитатель – Н. Д. Костюнина ).
Е. В. Щербинина, педагог-психолог, подчеркнула, что подготовка ребенка с ограниченными возможностями здоровья к посещению массовой группы детского сада – это индивидуальный и, порой, длительный процесс. Для этого в детском саду используются различные формы включения, в том числе – гостевые визиты. Она подробно остановилась на этапах подготовки детей к пребыванию в группе, задачах, решаемых в рамках «Лекотеки» и группы «Особый ребенок»
Подводя итоги семинара, ведущий семинара, Л. И. Федорова (канд. психол. наук, ст. н. сотр. ГРЦ ИПИО МГППУ) обсудила с педагогами проблемы, возникающие в практике отслеживание индивидуального прогресса развития в условиях инклюзивного дошкольного образования и создание в учреждении специальных образовательных условий для детей данной категории.
Следующая, вторая часть данного семинара «Психическое развитие ребенка в условиях инклюзии: отслеживание индивидуального прогресса. Часть 2» состоится 11 декабря 2013г. в 15 ч. в Детском саду №385 (г.Москва, ул. Беговая, д.6, строение 1., тел. (495) 945-61-57.) На семинар приглашаются сотрудники детских садов, заинтересованные в реализации инклюзивного дошкольного образования.