ТВОРЧЕСКАЯ СЕМЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Паренькова С. С.
Республика Башкортостан,  г. Салават,
ГАОУ СПО Салаватский колледж образования и профессиональных технологий

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Особое место в современной системе образования занимает образование лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование становится реальностью российского образования. На доступность получения качественного образования сделан акцент в проекте Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. В нем говорится о необходимости построения образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей школьников, о создании специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов, в том числе безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности [1].

Вопросами инклюзивного образования занимались Ferguson D.L., Meyer G., Jeanchild L., Juniper L., Лошакова И.И., Ярская-Смирнова Е.Р., Задорин И. В., Михалюк В. И., Колесникова Е. Ю., Новикова Е. М., Федоров А. С. [2].

Социальная значимость проблемы и ее актуальность для общества обозначили тему исследования и привели ее к следующей формулировке: «Творческая семья в  условиях инклюзивного образования».

Семьям, воспитывающим детей-инвалидов, требуются целенаправленная профессиональная помощь и общественное содействие, помогающие наилучшим образом обеспечить права детей-инвалидов и взрослых членов таких семей.

Необходимо разработать и внедрить социальные технологии, которые в условиях организованной государственной и общественной поддержки принесли бы скорейший результат и привели к реальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в семейных условиях, к эффективному взаимополезному взаимодействию их родителей с социальным окружением. Один из примеров реализации инклюзивного образования в ГАОУ СПО Салаватский колледж образования и профессиональных технологий – это открытие  Регионального ресурсного центра социально-психологической поддержки инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образовательное пространство основано на предоставлении вариативных форм обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья. Родители посещают вместе с детьми групповые занятия, расширяя запас педагогических компетенций, отмечая динамику в развитии ребенка.

В  условиях инклюзивного образования ГАОУ СПО Салаватский колледж образования и профессиональных технологий на базе Регионального ресурсного центра в рамках Учебной фирмы «Спектр» внедряется программа «Творческая семья».

Цели данной программы:

1.    Преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами, образование новых социальных связей, получение социальных навыков, социальная интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников.

2.    Развитие программ творческого развития детей-инвалидов, организация региональных фестивалей и выставок художественного и прикладного творчества, в том числе с участием здоровых детей.

Целевые группы, на которые направлена деятельность по программе «Творческая семья»:

-     Дети-инвалиды, проживающие в семьях, а также семьи, воспитывающие детей-инвалидов.

-     Здоровые сверстники детей-инвалидов и семьи с детьми, которые составляют социальное окружение семей, воспитывающих детей-инвалидов.

Программа предусматривает осуществление комплекса взаимосвязанных последовательных  мероприятий, направленных на:

·       формирование у семей, воспитывающих детей-инвалидов, и семей со здоровыми детьми мотивации к взаимодействию и взаимной поддержке в создании творческих проектов;

·       образование у семей с детьми-инвалидами новых социальных связей;

·       получение детьми-инвалидами социальных навыков, способствующих их интеграции в среду здоровых сверстников;

·       создание системы творческой реабилитации детей-инвалидов путем проведения региональных и местных фестивалей детского и юношеского  творчества, выставок, интернет-конкурсов, мастер-классов художественного и прикладного творчества с одновременным участием детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей и их семей;

·       разработку и распространение методических материалов по проблемам инклюзивного обучения детей-инвалидов в среду здоровых сверстников по эстетическому направлению;

·       проведение научно-практических конференций и семинаров по данной проблеме.

При наборе детей в группы  студий «Графический дизайн», «Художественная роспись» и мастерской «Керамика», где обучаются обычные дети, мы включаем  и детей с ОВЗ (общее недоразвитие речи, нарушение функций опорно-двигательного аппарата,  нарушения эмоционально-волевой сферы, нарушения интеллекта, задержка психического развития). Прием ребенка в инклюзивные группы происходит после первичной консультации вместе с родителем. По результатам консультации разрабатывается индивидуальная программа развития, определяются направления дальнейшего обучения, виды помощи, необходимые коррекционно-развивающие модули, разрабатываются совместные творческие проекты с родителями.

Одним из важнейших педагогических средств на занятиях является создание условий переживания успешности всеми детьми – каждым ребенком по своему критерию. Такое переживание успешности ‒  сильный социализирующий и интегрирующий фактор. Для этого, помимо стандартных форм работы, в инклюзивном образовании применяются особые методы и типы занятий. При подборе средств и форм работы с детьми учитываются, с одной стороны, их коррекционно-терапевтическая направленность и, с другой стороны, направленность занятий на постоянное творчество.

Структура некоторых занятий изменена, и в основе лежит не одновременное выполнение детьми одинаковых заданий, а совместное выполнение одного «проекта» всей группой или выполнение своих заданий несколькими группами. Цель таких занятий не только усвоение навыков, но и развитие коммуникации, обсуждение идей, распределение ролей, проявление собственной творческой активности.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы «Творческая семья»:

·       Положительная динамика показателей по охвату детей-инвалидов и семей в культурно-досуговых мероприятиях.

·       Улучшение социального самочувствия, психологического климата и развитие творческого потенциала в семьях, воспитывающих детей-инвалидов.

С 2011‒2013 гг. были реализованы следующие семейные творческие проекты:

-     В рамках деятельности общественной организации «Материнское сердце» г. Салават проведены мастер-классы по керамике, батику и изобразительному искусству для детей-инвалидов и их родителей при участии студентов колледжа.

-     В работе учебной фирмы «Спектр» в течение учебного года проходят обучение дети с ОВЗ и дети-норма с их семьями.

-     В ежегодной работе секции эстетических дисциплин Межрегиональной научно-практической конференции «Шаг в науку» проходит защита творческих и научно-исследовательских проектов учащихся с ОВЗ и учащихся нормы с их семьями городов и районов Республики Башкортостан.

-     Участие творческих проектов учащихся с ОВЗ и учащихся нормы с их семьями в интернет-конкурсах и интерактивной галерее сайта колледжа и др.

Полученные результаты не исчерпывают всех аспектов обозначенной темы и открывают перспективы для дальнейшего исследования инклюзивного образования в сфере среднего профессионального обучения. Продолжение исследования мы видим в дальнейшей разработке способов формирования компонентов готовности будущих учителей к работе  в условиях инклюзивного образования.

Таким образом, инклюзивное образование, включение детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в среду здоровых сверстников возможно в совместных занятиях в области пластических искусств, где наиболее ярко проявляется потенциал личности, раскрываются творческие способности, стираются границы «ограниченных возможностей».

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Екжанова, Е.А. От интеграции к инклюзии / Е.А. Екжанова; беседовала О. Решетникова // Школьный психолог. 2010. № 16. 16‒31 августа. С. 34‒37.

2.     Инклюзивное образование: ключевые понятия / сост. Н.В. Борисова, С. А. Прушинский. М. ‒ Владимир: Транзит – ИКС, 2009. 48 с.

3.     Малофеев, Н.Н. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения / Н.Н. Малофеев, О. С. Никольская; отвечает О.И. Кукушкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010. № 5. С. 6‒11.

4.     Развитие инклюзивного образования: сборник материалов / сост. Ю.Б. Симонова, С. А. Прушинский. М.: Региональная общественная организация «Перспектива». М., 2007. 48 с.

5.     Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: Проект Министерства образования и науки Российской Федерации. М.: Министерство образования и науки Российской Федерации, 2011. 72 с.

Шумиловская, Ю.В. Инновационное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования [Текст] / Ю.В. Шумиловская //  Технологическое образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья: Сборник трудов заочной международной научно-практической конференции. Шуя: Изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2011. С.55‒60.