ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Алехина С. В.
Россия, г. Москва, ИПИО МГППУ

Ананьев И. В.
ГБОУ СЛШ № 7

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

«Праздничное настроение возникало сразу утром, как только я открывал глаза. Звучала веселая музыка, и я мчался в свой отряд на зарядку. Именно мчался, именно сам! Там такие дорожки и такой простор, что я мог ездить без чьей-либо  помощи. И зарядку я делал наравне со всеми, только сидя» (Из сочинения Максима К.).

 

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепляет принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. Понятие «инклюзивное образование» здесь трактуется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». [7, ст. 2, п. 27] Для обеспечения этого «равного доступа к образованию» в образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность для лиц с особыми возможностями здоровья, создаются специальные условия. «Под специальными условиями понимаются такие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ». В перечне этих условий физическая доступность помещения стоит на последнем месте. Доступность обучения, воспитания и развития детей с особыми возможностями здоровья обеспечивается «за счет использования специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, предоставления услуг тьютора, проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий» [7, ст. 79, п. 3].  

Принцип доступности провозглашен Резолюцией Генеральной Ассамблеи  ООН в декабре 1999 года. Позже  в докладе Генерального секретаря ООН  была представлена научная концепция доступности: «Доступ ‒ это не акт и не состояние, а свобода выбора, дающего возможность войти в какую-то среду, передвигаться в ней, общаться с ней или пользоваться ситуацией. Среда представляет собой либо все окружение, либо часть той обстановки, в которую имеется доступ. Равное участие имеет место тогда, когда для участия имеются равные возможности, которые обеспечиваются с помощью мер, направленных на расширение доступности. Элементы доступности являются атрибутами возможности доступа, а не характеристиками окружающей обстановки» [6].

Представленная цитата обобщает многочисленные исследования ученых, которые определяют доступность не только как элементы среды, но и как возможности, которые предоставлены каждому члену общества в реализации своих потребностей. Вспомним, свобода – это осознанная необходимость. Сознание того, что я могу делать то, что мне в данную минуту необходимо, определяет мою внутреннюю свободу.

 Каковы же эти «атрибуты возможности доступа»? В том же докладе Генерального секретаря выделяются 5 характеристик окружающей среды в области реабилитации лиц, имеющих инвалидность:

1. Доступность ‒ Можете ли вы пойти туда, куда вы хотите?

2. Осуществимость ‒ Можете ли вы делать то, что хотите?

3. Финансовая обеспеченность ‒ Удовлетворяются ли ваши особые потребности?

4. Социальная поддержка ‒ Принимают ли вас люди, находящиеся вокруг вас?

5. Равенство ‒ Обращаются ли с вами наравне с другими? [6]

Как мы видим, физическая доступность – это только одна характеристика из пяти представленных. Помимо физической доступности, для лиц с особыми возможностями здоровья  необходимо обеспечить возможность для занятий согласно личным интересам, право удовлетворить материальные потребности, психологическую безопасность, комфортное пребывание среди сверстников.

Доступность образовательной среды имеет ряд дополнительных характеристик. Сотрудники университета Малме (Швеция) выделяют следующие характеристики доступности образовательной среды:

1. Доступность содержания образовательных программ.

2. Доступность информации.

3. Индивидуальный подход.

4. Наличие адаптивного программного и аппаратного обеспечения.

5. Возможность каждому ученику быть полностью включенным в образовательный процесс вне зависимости от функциональных ограничений [8].

Дополнительное образование, в отличие от основного, наиболее приспособлено для создания доступной образовательной среды. Это обусловлено самой спецификой дополнительного образования:

-         меньшая, чем в основном образовании, наполняемость группы – от 10 человек согласно имеющимся нормам; 

-         практико-ориентированный характер обучения;

-         ориентация образовательного процесса не на «среднего ученика», как в классе, а на личные запросы каждого ребенка;

-         отсутствие формальных ограничивающих условий: привязка к расписанию, классному помещению, фиксированные сроки освоения программы;

-          возможность ребенку максимально сконцентрироваться на любимом деле;

-         отсутствие жесткой регламентации образовательного процесса, связанной с необходимостью выполнения государственных образовательных стандартов.

В детском творческом объединении в составе одного коллектива могут быть дети одаренные, с низкими способностями, имеющие физические недостатки, дети разного возраста. Практика реализации образовательных программ показывает, что значительных успехов педагог достигает именно в таких разносоставных  группах. [2, стр. 85].

«Возможности дополнительного образования в реализации принципов инклюзивного образования безграничны. Обычная школа, ориентированная на формальные достижения учеников и оценки по предметам, настойчиво оспаривает успех инклюзивной практики. Неготовность среды, учителей, сопротивление родителей – все является причиной несостоятельности процесса развития инклюзивного образования. Главный вопрос ‒ уровень академических результатов и освоения образовательной программы. Программы дополнительного образования ориентированы на развитие личности и творческого потенциала ребенка, иногда на коллективный результат, который достигается через разнообразие дарований детей» [1].

«Все в вашей школе организовано замечательно, с учетом физических  и психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети ни минуты не скучали. День занят весь. Хотелось бы только еще раз  выразить благодарность прекрасному коллективу санаторно-лесной школы за их труд, любовь и внимание к нашим детям» (Мама Саши У.).

 Санаторно-лесная школа, по определению «Педагогической энциклопедии», ‒ это  загородное общеобразовательное учреждение интернатного типа, предназначенное для обучения детей школьного возраста, нуждающихся в длительном лечении [5]. Здесь проводится комплекс оздоровительных мероприятий с обучением  по программам общеобразовательной школы. Дети находятся на закрытой территории до 3 месяцев, они не имеют возможности посещать другие учреждения образования, культуры или спорта. Поэтому учащиеся могут реализовывать свои образовательные потребности только на территории этой школы. В связи с этим для загородных учреждений  интернатного типа особо остро встает вопрос организации доступного дополнительного образования для всех категорий обучающихся. Задача санаторно-лесных школ так спланировать образовательную среду, чтобы каждый ученик школы в полной мере, без каких-либо ограничений, мог включиться в любую дополнительную образовательную программу согласно своим образовательным потребностям.

Созданная в Санаторно-лесной школе № 7 система дополнительного образования направлена на создание условий для успешного творческого развития и социальной адаптации каждого ребенка, вне зависимости от его психоэмоционального состояния, физического здоровья, социального статуса семьи. Предназначение  программ дополнительного образования, а также образовательной среды  санаторно-лесной школы отвечает основным требованиям доступности. 

Л.Г.Логинова пишет о том, что на основные  вопросы содержания, развития и направленностей дополнительного образования «можно дать ответ, только опираясь на имеющийся опыт, собственное представление, субъективную позицию, интуицию и здравый смысл» [4]. Действительно, система дополнительного образования сложилась как результат 5-летних поисков, проб и ошибок педагогического коллектива школы. В настоящий момент комплекс образовательных программ имеет наиболее оптимальный и востребованный состав. Система дополнительного образования представлена детскими творческими объединениями по пяти направленностям:  физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, научно-технической, культурологической, естественно-научной, эколого-биологической.

Программы физкультурно-спортивной направленности разделены на 2 части: адаптивная физкультура для детей с нарушениями опорно-двигательной системы и программы по общей физической подготовке.

Направление на занятия адаптивной физкультурой выдаются  школьным психолого-медико-педагогическим консилиумом:

1. Иппотерапия, или реабилитационная (адаптационная) верховая езда.

2. Адаптивная гимнастика. 

3. Образовательная программа «Упражнения на воде».

Физические ограничения не являются препятствием при приеме детей в группы общефизической подготовки. Первичным становится личное желание каждого ребенка участвовать в подвижных играх, педагоги же создают для этого специальные условия. Все без исключения дети принимают участие в спортивных праздниках, соревнованиях, играх. Для каждой смены (четверти) организуются спортивные паралимпийские соревнования, которые могут проводиться по 3 видам: метание мяча, боча, ралли на трехколесном велосипеде. Программа соревнований составлена таким образом, чтобы каждый ребенок вне зависимости от физических нарушений смог себя проявить, достичь значимых для себя спортивных результатов.

Наиболее востребованы детьми с особыми возможностями здоровья кружки художественно-эстетической направленности. Именно здесь находит свое выражение высказывание Леонтовича А. В., в котором он определяет главные отличия основного общего от дополнительного образования: «Основное общее и дополнительное образование несут две взаимодополняющие, но существенно разные функции: основное общее – воспроизводство культуры нации, дополнительное – развитие потенциала к самореализации каждого человека в этой культуре» [3]. Результатом деятельности в этих кружках стали творческие достижения детей. Практически каждый воспитанник принимает участие в концертах, фестивалях, конкурсах и выставках как в самой школе, так и за ее пределами. На этих мероприятиях подводится итог деятельности ребенка. Результаты конкурсных мероприятий, концертных выступлений позволяют ребенку пережить ситуацию успеха, социальная значимость этих результатов признается ближайшим окружением.

Вхождение ребенка в образовательную программу происходит на основе его личного выбора. По приезде в школу воспитатель детской группы детей организует ознакомление ребенка со всеми творческими объединениями, имеющимися в школе. Как известно, ребенок может сделать свой выбор только в результате личных проб. Он  посещает пробные занятия, знакомится с предметом деятельности, с педагогом и другими членами детского объединения, а затем делает для себя выбор. Количество посещаемых кружков детьми с ОВЗ колеблется от 2 до 7. В школе нет детей, которые бы не посещали ни одного кружка.

Больше половины всех занятий дополнительного образования происходит в разновозрастных группах. Особенностью нашей школы является то, что все творческие объединения детей имеют достаточно короткий срок существования – от 1 до 3 месяцев. С одной стороны, этого недостаточно для организации прочных социальных контактов. С другой стороны, автономность школьной жизни ускоряет  социальные процессы. Основная часть детей с двигательными нарушениями именно здесь завязывает прочные и долгосрочные социальные контакты, имеющие свое продолжение за пределами  школы.

Во время работы над магистерской диссертацией мы провели исследование доступности дополнительного образования в Санаторно-лесной школе № 7.

Для исследования доступности образовательной среды мы воспользовались критериями доступности, изложенными в докладе Генерального секретаря ООН [6]. Данные критерии дают возможность не только оценивать степень доступности в широком смысле, но и определить взаимоотношения личности и окружения, а также  социальный статус личности,  т. е. уровень социальной адаптации личности:

1. Критерий «ориентация» ‒ имеете ли вы необходимую информацию?

2. Критерий «независимость» ‒ выбираете ли вы то, что хотите делать?

3. Критерий «мобильность» ‒ можете ли вы идти, куда хотите?

4. Критерий «времяпровождение» ‒ можете ли вы заниматься чем-нибудь, когда захотите?

5. Критерий «социальная интеграция» ‒ принимают ли вас другие?

6. Критерий «финансовая самообеспеченность» — имеются ли у вас необходимые средства?

7. Критерий «переход (изменение)»  ‒ готовы ли вы к переменам?» [6]

На основании этих критериев была разработана анкета, состоящая из 18 вопросов. В опросе участвовал 101 ученик школы, в том числе 23 ребенка с двигательными нарушениями в возрасте от 10 до 18 лет, а также 24 родителя (близких родственников) детей-инвалидов. Все дети посещали творческие объединения детей системы дополнительного образования школы.

На основании полученных данных мы сделали следующие выводы:

Абсолютное большинство учащихся школы имеет высокую степень информированности о работе системы дополнительного образования. Одновременно с этим степень информированности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на 7% выше, чем в среднем по школе. Объясняется это, во-первых, присутствием сопровождающих родственников у детей с особо сложными дефектами, во-вторых, более внимательным отношением к таким детям  со стороны воспитательно-преподавательского состава.

28% от общего количества детей, принявших участие в опросе,  отмечают частичное ограничение своей свободы при посещении того кружка, который он хочет. Это связано, во-первых, с избыточностью предложений программ дополнительного образования, во-вторых, с наличием режимных моментов в школе, во-вторых, с наличием расписания занятий, которое ограничивает время посещения ребенком других кружков, в которых он хотел бы заниматься.

Только  3 ребенка с двигательными нарушениями из 23-х обозначили свои физические проблемы как причину, ограничивающую их мобильность. Остальные не считают свои физические нарушения проблемой. Они сравнивают образовательную и физическую среду школы с городскими условиями проживания, где «основное время мы проводим дома» (мама Лизы В.)

Три ребенка из 23 с двигательными нарушениями отмечают, что не всегда могут в свободное время заниматься любимым делом, при этом один из них отметил на полях, что раньше его любимым занятием было чтение книг, «а здесь столько интересных дел и событий, что мне некогда даже взять в руки книгу». Для таких детей значимым становится переживание новых эмоциональных состояний, связанных с приобретением нового социального опыта.

Экспертную оценку степени социальной интеграции детей, включенных в систему дополнительного образования, дали  родители. На вопрос: «появились ли у Вашего ребенка друзья?» ‒ положительно ответили 22 респондента из 24-х.

На вопрос: «Общается ли Ваш ребенок с этими друзьями вне стен школы?» ‒ ответили «да» 19 человек, «нет» ‒ 4.  «Благодаря школе появились новые друзья, постоянно созваниваемся, ездим в гости» (мама Кати Т); «Со многими ребятами продолжает общаться вне стен школы. Из-за расстояния такое общение налажено в Интернете… в ожидании реальных встреч в вашей школе» (мама Елены И.).

Уровень социальной интеграции детей мы определяли также через выявление степени эмоциональной комфортности детей на занятиях в системе дополнительного образования школы. Родителям детей с двигательными нарушениями  мы предложили по 10-балльной шкале оценить степень эмоционального комфорта своих детей. Средний показатель по этому вопросу – 9,1, что говорит о высокой степени эмоционального комфорта учащихся школы.

Степень финансовой доступности является очень важным для семей, имеющих детей с инвалидностью. Дополнительное образование для многих из них становится единственной возможностью реализовать свои образовательные потребности, приобрести новый социальный опыт, найти применение своим способностям. Дополнительное образование постепенно становится платным. Мы задали вопрос родителям: «Сможете ли Вы обеспечить занятия своего ребенка в кружках,  если они станут платными?» 13 человек из 24-х готовы оплачивать платные занятия. При этом трое родителей готовы оплачивать 1‒3 кружка без всяких оговорок за «то, что нам полезно». К «полезным» занятиям родители относят: занятия шахматами, бассейн, массаж, иппотерапию, бумагопластику, глину, театр, вокал, выжигание.  Четверо родителей готовы платить,  «если цены будут приемлемыми». Один респондент готов оплачивать только индивидуальные занятия. 7 человек сказали: «Однозначно нет». Результаты опроса говорят о том, что финансовая доступность дополнительного образования – важный фактор для личностной самореализации и предпрофильной подготовки детей с инвалидностью.

Степень готовности учащихся к изменению/переменам предполагает наличие у детей с ограниченными возможностями здоровья встречного активного движения. Инклюзия – это «включение», но включение не может состояться, если личность не прикладывает к этому собственные усилия. Чтобы мир стал доступным для «особого» ребенка, ребенок должен сам раскрыться для окружающего мира и вступить с ним во взаимодействие.

В результате анализа ответов детей мы выявили, что дети готовы  принимать другого, отказываться от чего-либо ради другого, понимать друг друга.

Реализуя принцип  доступности образования, сотрудники Санаторно-лесной школы № 7 обеспечили включение каждого ребенка,  вне зависимости от состояния здоровья, в систему дополнительного образования школы.  Общение со сверстниками, обретение новых друзей, приобретение нового социального опыта – вот основные образовательные эффекты, которые не менее важны, чем образовательные результаты.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Алехина С. В.  Инклюзия – реальность дополнительного образования. Дополнительное образование детей Москвы от А до Я. 2013. Т. 2. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://додмск.рф (Дата обращения 20.03.2013).

2. Буйлова Л. Н., Кленова Н. В. Как организовать дополнительное образование детей в школе?  Москва: АРКТИ, 2005.

3. Леонтович А. В. О направленности дополнительного образования // Внешкольник. 2007. № 2. С. 45‒47.  [Электронный ресурс]. URL: (Москва – регион-консультант) (Дата обращения 1.04.2013).

4. Логинова Л. Г. Сущность результата дополнительного образования детей. [Электронный ресурс]. URL:    (Информационно-просветительный портал) (Дата обращения 30.03.2013).

5. Национальная педагогическая энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: http://didacts.ru/dictionary/1013/word/sanatorno-lesnaja-shkola (Дата обращения 10.04.2013).

6.  Проблемы и новые тенденции в области улучшения положения инвалидов: Доклад Генерального секретаря ООН / Специальный комитет по всеобъемлющей  единой Международной конвенции о защите и поощрении прав и достоинства инвалидов. Нью-Йорк, 16–27 июня 2003 года.

7. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

8. Katarina T. Schenker . The design of accessible distance education environments that use collaborative learning. [Электронный ресурс]. URL: http://people.rit.edu/easi/itd/itdv08n1/scadden.htm (Дата обращения 30.03.2013).