Как повысить эффективность взаимодействия педагогов
 с родителями в инклюзивной школе

 

Швец И. С.
Россия, г. Москва, ГБОУ ВПО МГППУ

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Школа была, есть и останется организацией, обеспечивающей обучающий и воспитательный процесс,  реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Родители обычно выражают положительное отношение к школе. Но если речь заходит о систематическом сотрудничестве, то желание помочь становится очень низким. Родители иногда не знают, как найти «общий язык» с ребенком, так как не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. До тех пор пока родители не получат информацию о возможностях взаимодействия, рассчитывать на их активную поддержку и помощь не приходится [1].

Цель взаимодействия «педагог ‒ родитель»: повышение уровня психолого-педагогической  компетенции родителей.

Задачи:

1.        Повышение психологической компетентности родителей в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития.

2.        Создание доброжелательного климата, доверительных отношений с родителями.

3.        Принятие родителями на себя определенной ответственности за то, что происходит с их ребенком в школе.

4.        Формирование комфортной образовательной среды [2].

Одной из задач психологической службы школы, где обучаются дети с ОВЗ, является сотрудничество с родителями учеников. Общение с родителями детей с расстройствами аутистического спектра  имеет особые сложности, так как родители, как правило, имеют различные личностные особенности.

Социальный состав семей, низкая мотивация участвовать в жизни школы, незаинтересованность в разрешении проблем собственных детей поставили перед психологами школы задачу найти оптимальную форму работы, способствующую вовлечению родителей в учебно-воспитательное пространство школы.

Основным принципом работы с родителями в современных условиях является отказ от репрессивного характера общения, иначе ребенок будет всегда оказываться в ситуации конфликта, когда семья транслирует одну систему ценностей, школа ‒ другую, он станет теряться в ориентирах, что нередко приводит к потере внутренней гармонии и нарушению психического здоровья.  Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию ребенка [3]. Для психологов школы одна из важных задач ‒ найти эффективные способы взаимодействия школы с родителями. Из опыта нашей школы следует, что, помимо проведения обучающих семинаров, лекций, тренингов для родителей,  эффективным является проведение специального тренинга для педагогов.  Целью тренинга  является обучение учителей и воспитателей грамотно вести переговоры, конструктивно разрешать проблемы, возникающие с родителями учеников, уметь привлекать родителей к сотрудничеству.

Перед  проведением тренинга психолог проводит опрос  педагогов,  выделяет актуальные проблемы взаимоотношений с родителями. Программа тренинга строится с учетом анализа причин, приводящих к неэффективному взаимодействию учителя и родителей, что позволяет избежать повторения допущенных ошибок. В программе тренинга особое внимание уделяется развитию различных форм контактов педагогов с родителями, педагоги приобретают умение и опыт воздействия на родителей и привлечения к разрешению общих проблем.

Тренинг для педагогов организуется в два этапа. На первом этапе проводится анализ конфликтных ситуаций. Необходимо выяснить, с какими типами родителей мы сталкиваемся, определить тактику взаимодействия. На втором этапе тренинга обсуждаем  правила переговоров с родителями, а также правила, которые необходимо ввести в школе для предупреждения возможных проблем.

Педагогам очень важно грамотно донести до родителей информацию о том, что происходит с ребенком в школе, и так, чтобы не оттолкнуть их от сотрудничества, а привлечь на свою сторону. Когда в разговоре с родителями звучат только гнев и критика по отношению к ребенку, родители, как правило, не откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, не проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимо терпение и целенаправленный поиск способов взаимодействия с родителями, исключающих авторитаризм и дидактизм [3]. Следовательно, важно найти способ эффективного общения учителя и родителей, чтобы в дальнейшем совместно искать оптимальные решения трех взаимосвязанных задач выяснения: что представляет из себя их ребенок, почему он такой  и что с ним надо делать, чтобы он стал лучше [4].

На тренинге для педагогов психолог предлагает варианты общения с родителями при помощи писем и определяет правила проведения переговоров.

 Письмо должно быть коротким, простым и понятным, и касаться больше проблем самого ребенка,  а не выражать гнев учителя.

Продолжением тренинга является ознакомление педагогов с общими правилами ведения переговоров:

1.        Выбор места проведения беседы. Зависит от ситуации, от выбранной вами цели, грамотный выбор места способствует эффективности переговоров.  Кабинет директора, учебный класс, столовая и т.д.  Для беседы, которую нужно быстрее закончить или перенести,  выбирается «плохое» место, шумное, неудобное (например, без стульев). «Здесь слишком шумно…», «Предлагаю перенести нашу встречу». Выбором места общения можно показать значимость и уважение к человеку.

2.        С кем проводить беседу. Зависит от цели, выбирается самый авторитетный в семье человек, оба родителя, тот, кто больше занимается подготовкой к урокам и т. д.  Если вы пригласили родителей, а приходит бабушка или няня, не проводите переговоры, объясните,  что  данная проблема обсуждается только с родителями. Пригласите родителей в письменной форме. (Письмо должно быть  в напечатанном виде.)

3.    С чего начать общение. Сначала разговориться, узнать интересы, трудности, проблемы. Выразить позитивное отношение:  «Благодарю вас, что уделили внимание…» Избегать фраз, содержащих неуверенность, обилие извинений:  «Извините, если я оторвала Вас от работы…», «Если у вас есть время меня выслушать…». Избегать фраз, содержащих неуважение, пренебрежение к собеседнику: «Давайте быстренько поговорим», «Мне вообще некогда», «Я и так трачу на вашего ребенка много времени». Избегать фразы-нападения: «Что за безобразие творится», «Убирайтесь из школы вместе со своим ребенком». Важно установить контакт, подчеркнуть положительные черты ребенка, потом критику, обозначить проблему.

4.        В процессе беседы используйте следующие правила:

А) Используйте стиль непрямых вопросов [5]:

‒ Чем вы можете помочь ребенку?

‒ А как вы видите решение проблемы?

Б) Высказывайте вашу точку зрения, проявляя осведомленность и компетентность в обсуждаемой теме, сделайте так, чтобы человек сам попросил у вас помощи и совета [5].

В) Объективно опишите проблемную  ситуацию, прогноз и возможную динамику в случае принятия того или иного решения.  Позвольте собеседнику сделать выбор (альтернативный выбор). Обсудите сильные и слабые стороны такого решения.  Показывайте компетентность, но не превосходство, фразы типа «а я лучше знаю», «я уверен» нежелательны. Можно ссылаться на мнение других специалистов, решение консилиума. Чтобы быть более убедительным, можно проводить беседу в паре с другим педагогом или психологом.

 Описание ситуаций должно быть конкретным. Избегать выражений со словами «всегда» или «никогда».  «Ваш ребенок всегда мешает на уроках», «Он никогда не делает домашние задания».  Отметить, на каких уроках он мешал, какие правила поведения нарушал, что именно не сделал и т.п.

Г) Чтобы быть более убедительным, используйте словесные замки [5]:

‒ Так же ведь?

‒ Я правильно говорю?

‒ Правда же?

Тем самым вы активно вовлекаете человека в получение информации.

Д) Возражайте, но не обвиняйте. Фразы: «по решению специалистов», «по моему наблюдению» и т.п. допускаются. Избегайте фраз: «И речи быть не может», «Ошибаетесь», «Вы не правы».

Е) Не говорить о ребенке, что он «дурак, идиот» и т.п. Не ставить в пример своего ребенка. Недопустимы циничные выражения, шутки, анекдоты, уменьшительно-ласкательные суффиксы (двоечка, тетрадочка и т.п.).

5. В конце встречи  подвести итог: «Итак, мы решили…», «Предлагаю перенести нашу встречу, так как решение не принято…», «Какие выводы из нашей встречи вы сделали?», «Какое решение вы приняли?». Поблагодарить [5].

Задание для тренинга: разбиться на группы по 4 человека. Каждой группе задается ситуация. Ситуация рассматривается в двух вариантах:

а) как можно хуже провести переговоры, с нарушением многих правил (2 человека изображают диалог, 2 других – критики);

б) провести переговоры, стараясь выполнять все правила (меняются ролями: те, кто изображал диалог, становятся критиками, двое других изображают диалог). 

Психолог может сам предложить варианты эффективных и неэффективных переговоров.

Итогом тренинга для педагогов по эффективному общению с родителями является создание школьных правил или их коррекция. Цель правил ‒создание в школе нормальной рабочей обстановки и предупреждение конфликтных ситуаций между учителями и родителями. В обсуждении правил участвуют все учителя  и воспитатели.

После проведения тренингов для педагогов по эффективному общению с родителями ситуация в нашей школе значительно улучшилась, меньше стало поводов для конфликтов, учителя реже стали эмоционально реагировать на возникающие проблемы с родителями, педагоги справляются почти во всех ситуациях без помощи психологов, сотрудничество стало возможным и с родителями, имеющими различные личностные особенности. Оценить эффективность взаимодействия педагогов с родителями можно по анкетам, включающим вопросы о положительном отношении к школе, престижности ее восприятия, уважительном отношении к педагогическому коллективу, степени ответственного отношения к воспитанию ребенка.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.    7 золотых правил делового общения (заглавие с экрана) [Электронный ресурс]. URL: http://www.homearchive.ru/business/b0027.html.

2.    Бодалева А.А., Спиваковская А.С., Карпова Н.Л. Популярная психология для родителей. МПСИ. Изд-во «Флинта», 1998.

3.    Болотина Л.Р. Классный руководитель в современной начальной школе //Начальная школа. 1995. № 6.

4.    Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников в школе // Начальная школа. 1996.  № 7. С.17.

5.    Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. М.: 5 за знания, 2005. 240 с. (Серия «Методическая библиотека»)