ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ
У ДЕТЕЙ С РАС В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Пылаева Н. М.,  Юртова Е. А.
Россия, г. Москва, ЦПМССДиП МГППУ

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Современная школа пришла к пониманию важности учета индивидуальных особенностей развития ребенка. Он чрезвычайно важен для детей, имеющих трудности адаптации к школьному обучению, трудности обучения. В условиях инклюзивного образования, где встает необходимость создания индивидуальных образовательных маршрутов,  такой подход чрезвычайно актуален.  Для наиболее эффективной помощи детям, чтобы строить адекватные их трудностям индивидуальные развивающие программы, нужно знать, что именно необходимо развить, чтобы помочь ребенку преодолевать не только имеющиеся сейчас, но и возможные в будущем проблемы обучения.

Опыт, накопленный нейропсихологией детского возраста, свидетельствует об эффективности диагностики и коррекции, построенной на основе теоретических установок и практических наработок школы Л. С. Выготского – Ф. Р. Лурия (3, 4).

Сегодня детская нейропсихология владеет уникальным методическим аппаратом, позволяющим оценить индивидуальный стиль, специфические особенности развития когнитивных функций ребенка. Нейропсихологическая диагностика позволяет также прогнозировать возникновение возможных трудностей при усвоении программы обучения, т. к. дает системные знания о «слабых» и «сильных» сторонах психического развития ребенка (1, 5, 6, 7, 8).

Перед нейропсихологом, работающим в начальной школе стоят прежде всего две задачи – диагностическая и коррекционная. В данной работе мы рассматриваем результаты диагностического обследования детей с РАС, обучающихся в школе Центра.

Задачи нейропсихологического обследования достаточно известны – это определение актуального уровня развития ВПФ, анализ слабых и сильных компонентов с целью построения стратегии обучения, программы коррекционно-развивающих мероприятий. Тестовая процедура должна дополняться следящей диагностикой, т. е. наблюдением через «нейропсихологические очки» за поведением ребенка в учебной, игровой ситуации и ситуации отдыха, а также тщательным изучением учебных и творческих работ. Такая диагностика позволяет увидеть  достижения и трудности ребенка при усвоении программы в школе и дома, т. е. и возможности переноса полученных навыков.

Нейропсихологическое обследование детей традиционно проводится в индивидуальной форме. В  зависимости от состояния мотивационного и регуляторного компонентов, состояния функций активации оно может занимать значительное время и часто проводится в два приема. Индивидуальное обследование всех детей школы является весьма трудоемким. Для повышения эффективности нами были подготовлены и апробированы сначала в общеобразовательной школе, а затем и в школе Центра материалы для проведения нейропсихологического обследования с группой детей.  Опыт такой диагностики показал свою продуктивность и подтвердил возможность выполнения некоторых нейропсихологических проб в условиях группы, класса.

В групповой диагностике можно достаточно точно оценить уровень развития таких важных для школьного обучения функций, как произвольное внимание, программирование и контроль деятельности, серийная организация движения, слухоречевая память, зрительно-предметный гнозис, зрительно-пространственные функции. Пробы для такой диагностики в основном представлены в книге «Нейропсихолог в школе» (2), поэтому мы только перечислим, какие из них использовались и в какие мы внесли важные, с нашей точки зрения, дополнения: условно-рефлекторная реакция; графомоторная проба; серийный счет; таблицы Шульте; решение задач, самостоятельное составление задач; запоминание серий слов и фразы; опознание изображений с неполным набором признаков; рисунок стола, домика; копирование фигуры Тейлора; зрительно-пространственная память.

Следует отметить, что проведение тестирования в группе часто требует ассистирования. Таким помощником может быть коллега, педагог класса. Внедрение данного типа нейропсихологического обследования проводится в течение двух лет. Представим данные обследования детей, поступающих в нашу школу, и выпускников с диагнозом РАС.

Было обследовано 38 человек: 18 первоклассников, 7 второклассников и 12 четвероклассников. С диагнозом F 84.0 «Детский аутизм» – 11 человек, F 84.1 «Атипичный аутизм» – 18 человек, F 84.5 «Синдром Аспергера» – 9 человек. Показатель теста Векслера  у большинства детей соответствовал нормативному уровню интеллектуального развития, сниженные нормативы были у четверти детей.

Результаты нейропсихологического обследования первых классов.

Нейродинамические параметры психической деятельности и энергетическое обеспечение.

Нейродинамические параметры были нарушены у всех детей. У всех отмечался замедленный темп деятельности, повышенная утомляемость, сниженная работоспособность.

Функции программирования и контроля.

При выработке условно-рефлекторной реакции у всех детей отмечались значительные трудности включения в задание, преодоления выработанного стереотипа, ошибки по типу эхопраксий. Не смогли выполнить задание 6 человек, из них двое вообще не поняли инструкцию.

В графической пробе у большинства детей отмечались множественные отрывы руки, инертность. У четверых проявилась макро- или микрография. Необходимо отметить, что мелкая моторика у всех детей была развита недостаточно, поэтому возникли трудности с моторной составляющей выполнения графической пробы.

Переработка различных видов информации.

У большинства обследованных первоклассников имелись значительные трудности  слухового анализа и звукопроизношения, поэтому им мы не давали тест на заучивание слов, т. к. было невозможно оценить правильность их повторения.

При опознании недорисованных картинок дети опознали в среднем 2 фигуры из 4, отмечались ошибки по типу фрагментарности восприятия и грубые гностические ошибки, когда ребенок называл совершенно далекий по образу предмет.

В пробе на зрительную память (4 фигуры) успешно справились 6 человек, 4 человека вообще не смогли вспомнить фигуры после интерференции, остальные нарисовали в целом 2 из 4.

При копировании фигуры Рея-Тейлора 8 детей  допустили грубые структурно-топологические ошибки, у всех детей отмечались метрические ошибки. Стратегия копирования была преимущественно фрагментарная (9 человек).

Таким образом, по результатам обследования можно говорить, что у большинства детей на момент поступления в школу имелись значительная слабость нейродинамических параметров деятельности, недостаточность регуляторных функций и особенно выраженные трудности переработки слуховой и зрительной информации, недостаточная сформированность зрительно-пространственных функций и графических навыков.

Результаты нейропсихологического обследования четвертых классов.

Нейродинамические параметры психической деятельности, ее энергетическое обеспечение.

Состояние функций регуляции активности в значительной мере стабилизируется. Для большинства детей ослабленность нейродинамических параметров отражалась в некоторой флюктуации работоспособности. Снижение темповых характеристик отмечено у 3 детей из 12 при поиске в таблицах Шульте: 70 ‒ 105 с вместо 60 с в норме. У них же отмечалась замедленность и недостаточная продуктивность в графических заданиях.

Функции программирования и контроля.

Серийный счет (100 – 7) был выполнен успешно 10 из 12 учеников. Большинство детей справились с самостоятельным составлением задачи – 10 из 12. Необходимо отметить в большинстве случаев неординарность придуманных условий. 

С решением предложенной задачи безошибочно справились 5 из 12, для 3 человек задача оказалась непосильной, 2 решили частично (ответили на промежуточный вопрос).

При выработке условно-рефлекторной реакции у всех детей были трудности преодоления стереотипа при его ломке. Детям задание казалось слишком легким, поэтому контроль за его выполнением снижался.

В задании на серийную организацию у обследуемых не возникло значительных затруднений. Они допускали не более 1 ошибки, но в трети случаев проявлялась микро- или макрография.

Переработка различных видов информации.

Слухоречевая информация.        

После двукратного предъявления 7 слов только половина смогла воспроизвести их в полном объеме. Тогда как трехкратное заучивание двух групп по три слова было успешным у всех детей. Но при усвоении встречались ошибки замены слов близкими по звучанию или значению, которые не возникали при повторном предъявлении и после интерференции.   

Письменное воспроизведение фразы из 8 слов не вызвало затруднений у 10 из 12 детей.

При смысловой организации вербального материала, т. е. в пробе на запоминание и письменное воспроизведение фразы из 8 слов, у 10 из 12 детей не возникало трудностей.

Зрительно-предметная информация.

В пробе на опознание  недорисованных фигур в среднем дети узнают 9‒10 картинок из 12, что соответствует возрастным показателям. Отмечаются  трудности нахождения точной номинации предмета и ошибки по фрагментарности восприятия.

Зрительно-пространственная информация.

Копирование фигуры Тейлора у всех детей достаточно успешно. Отмечаются негрубые метрические структурно-топологические затруднения. Важно отметить, что у 9 из 12 детей стратегия воспроизведения фрагментарная. 

Проба на зрительно-пространственную память была выполнена успешно 10 из 12 человек.

Обследование показало достаточно успешное становление зрительно-пространственных функций к концу 4-го класса. Продуктивность выполнения «пространственных» тестов в целом соответствует показателям детей из обычных общеобразовательных школ, различия отмечаются лишь в стратегии считывания информации. У детей с РАС  гораздо чаще преобладает аналитическая. Отмечаются также несколько большие сложности при выполнении в отсутствие зрительного образца по памяти. Остается и своеобразие стратегии расположения информации на листе – часто вертикальная последовательность, смещение направо, плохое графическое исполнение.

Таким образом, нейропсихологическое обследование выявило хорошую динамику формирования когнитивных функций у детей с РАС, обучающихся в школе Центра. Это подтверждает высокую эффективность разработанных нашими специалистами обучающих и развивающих программ.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.    Ахутина Т. В., Игнатьева С. Ю., Максименко М. Ю., Полонская Н. Н., Пылаева Н. М., Яблокова Л. В. Методы нейропсихологического обследования детей 6‒8 лет// Методы нейропсихологической диагностики / Хрестоматия под редакцией Е. Ю. Балашовой, М. С. Ковязиной. Москва – Воронеж, 2009.

2.      Ахутина Т. В., Камардина И. О., Пылаева Н. М. Нейропсихолог в школе: Пособие для педагогов, школьных психологов и родителей. М., 2012.

3.        Выготский Л. С. Психология и учение о локализации психических функций // Собр. соч. в 6-ти т. М., 1982. Т.1.

4.        Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. 2-е изд. М., 1969.

5.      Манелис Н. Г. Сравнительный нейропсихологический анализ формирования высших психических функций у здоровых детей и у детей с аутистическими расстройствами. Автореф. канд. дис.  М.: МГУ, 2000.

6.        Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста: учебное пособие.  СПб.: Питер, 2008.

7.        Полонская Н. Н. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного возраста. М.: Академия, 2007.

8.        Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М.: Генезис, 2005.